Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?
Итоговое сочинение на тему: «Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века»
Тема дороги не теряет своей актуальности уже несколько столетий. В литературе XIX века, стремящейся максимально реалистично отобразить окружающий мир и передать глубокие эмоциональные переживания героев, именно этот мотив становится одним из главных.
Где, как не в пути, лучше всего раскрывается характер героя? Трудности в процессе путешествий и поездок показывают читателю сильные и слабые стороны персонажей, добавляют сюжету динамики, передают временной и географический фон. Зачастую тема дороги соединяется с мотивами жизненного пути человека, его взаимодействия с природой и миром. Бывает и так, что само произведение является романом-путешествием или путевыми заметками, связанными единой сюжетной линией и раскрывающими внешний и внутренний миры героя.
Например, роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представляет собой путевой дневник, в котором собрано несколько отрывков из жизни главного героя, Григория Печорина. Тема дороги прослеживается в каждой части, т.к. в романе путешествуют практически все персонажи, рассказчик и даже сам дневник. Примечательно, что почти в каждой главе Печорин, ведёт себя по-разному. Например, в главе «Бэла» он дружит со штабс-капитаном Максимом Максимычем, их связывают служебные отношения, но старый капитан относится к Григорию с пониманием, даже принимает его авантюру с похищением девушки Бэлы и после обращается к ней с отеческой теплотой. Но когда Печорин через некоторое время после окончания службы случайно встречается с Максимом Максимычем, молодой человек не выражает особой радости, разговаривает со штабс-капитаном лаконично и без особых распространений, хочет быстрее завершить диалог. Это вводит старика в непонимание: ему казалось, что он понял характер Печорина, но всё-таки внутренний мир Григория так и остался для него загадкой. Так с помощью темы дороги каждое перемещения героя показывает читателю новую и иногда неожиданную черту его характера, и именно локация выступает своеобразной связывающей нитью между разными кусочками книги.
Но не всегда тема дороги вводится для того, чтобы раскрыть героя. Иногда она является средством для описания внешнего мира. Особенно это актуально было в литературе XIX века, когда необходимо было расширить границы восприятия и показать реалии России и других государств.
Например, герой произведения Н. М. Карамзина «Письма русского путешественника» в своих записях показывает читателю целых 4 европейские страны, которые ему удалось посетить. Германия, Швейцария, Франция и Англия описываются в письмах со всех сторон, начиная от природы в забытых местечках и заканчивая столичными театрами. В поездке герой знакомится с новыми людьми, среди них даже есть И. Кант. Письма наполнены описаниями произведений искусств, театральных постановок, в Берлине рассказчик посещает библиотеку и зверинец, в Лондоне – исторические места. Герой постоянно находится в движении и сменяет города и страны, которые в произведении связываются темой дороги в единый маршрут, позволяющий увидеть мир с новой стороны.
Таким образом, основная задача мотива дороги – показать то, что находится снаружи и вокруг. Литераторы XIX века хотели просветить своих читателей, раскрыть им глубину человеческой души и простор окружающей среды. Поэтому тема дороги стала для них ключевым инструментом для достижения литературных целей и задач.