Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?» — сочинение
Итоговое сочинение на тему: «Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»»
Совесть человека – это то, что заставляет его учитывать интересы других людей, не обижать животных, ценить дары природы. Классики русской литературы часто обращались к вопросам совести. Среди них был Ф.М. Достоевский, который сказал о том, что совесть является «действием Бога в человеке, был прав. Но почему же писатель высказался подобным образом? Этот вопрос стоит рассмотреть.
Бог живёт во всём, поэтому проявляется в виде совести. Эту мысль понимали люди давно.
В качестве аргумента приведу рассказ «Баргамот и Гарасьска», написанный Л.Н. Андреевым. В произведении главным героем является Иван Бергамодов, занимающий пост городового. Его прозвали Баргамотом. Изначально этот человек просто выполнял свои обязанности. Однако вскоре он встретил Гараську. Это был тощий и злой на язык человек, которого часто забирали в участок. Так и жил Гараська. Кем работал – никто не знал.
Он ругал Баргамота так, что тот даже стыдился. Когда городовой кинул на пол Гараську за его злоязычие, то худой мужчина заплакал. Он разбил яйцо, которое хотел отдать городовому. Баргамот так растрогался, что пригласил к себе домой на обед Гараську. В городовом проснулась совесть. Он решил исправить ситуацию, ведь бродяга оказался лучше, чем о нём все думали. Вот так проявились Бог и его воля в лице наделенного властью человека.
Совесть всегда просыпается, когда человек видит несправедливость, даже если она случилась из-за его действий. Это подтверждается рассмотренным выше рассказом Л.Н. Андреевым.
Бог старается направить человека на истинный путь, поэтому действует через совесть.
В подтверждение данной мысли назову роман «Преступление и наказание», ставший главным произведением в творчестве Ф.М. Достоевского. В нём Раскольников, являющийся главным героем, считает себя выше «тварей дрожащих». Он практически приравнивает себя к Богу. И что из этого выходит? Убийство старухи, её беременной сестры. Бог решил помочь Родиону, поэтому обратился к нему через совесть. Вину Раскольникова не доказали бы на следствии, ведь он продумал нюансы убийства. Однако не смог этот человек идти против своей совести. Он сознался в том, что сделал. На каторге Раскольников смог найти Бога, поэтому ему стало намного легче, чем на свободе.
Да и Соня осталась верной Раскольникову. Он обрёл своё счастье. И всё это стало возможным благодаря совести, которая сначала «подарила» герою раскаяние, а затем «внушила» ему мысль о том, что впереди ещё будет свет. Также Соня Мармеладова пошла на жертвы, потому что ей не позволила совесть оставить сводных братьев и сестёр. Она приняла сложное решение, но иначе не могла. Также Соня поехала за Раскольниковым, потому что она призывала его облегчить душу. Из-за неё Родион признался следствию в содеянном. Мармеладова не бросила Раскольникова. Совесть помогла им искупить грехи и обрести своё счастье.
Таким образом, совесть является проявлением Бога в человеке. Я согласен со мнением Фёдора Михайловича. Каждый из нас может стать лучше, если будет жить так, чтобы совесть была спокойна.