Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?
Итоговое сочинение на тему: «Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?»
Я считаю, что философ Сенека говорит о том, что стыд служит мощным регулятором морали, т.к. иногда он способен остановить человека перед преступлением, которое не могут предотвратить даже существующие законы. Разумеется, большая часть населения является законопослушными гражданами, и чувство стыда, как правило, обычно регулирует только частные взаимоотношения людей.
Но как быть с теми, кто способен стать преступником? Не думаю, что закон сможет остановить их во время совершения преступления. Что же с внутренними чувствами? Зачастую они заставляют человека задуматься о поступках, угрызения совести мешают спокойной жизни и способствуют тому, что правонарушитель ищет оправдания своему злодейству, пытается разобраться в ситуации и признать свою вину. Однако так бывает не всегда.
Герой рассказа Л. Н. Андреева «Мысль» долгое время планировал убийство своего друга. Антон Керженцев был влюблён в девушку Татьяну, но она не приняла ухаживаний и вышла замуж за его товарища, Алексея Савелова. Керженцев несколько месяцев продумывал свой поступок. Он решил притвориться умалишённым, имитировал припадки безумства, вёл себя в обществе вызывающе, так что окружающие действительно стали говорить о его болезни. В один из дней герой всё же совершил злодейство и убил Савелова прямо на глазах у его жены. После этого его заключили в психиатрическую лечебницу, т.к. он потерял связь с реальностью, слишком долго пытался быть душевнобольным и в итоге всё же сошёл с ума. Испытывал ли он стыд за то, что убил друга? Мучила ли его совесть? Я думаю, нет. Ведь даже ответственность за убийство он не взял на себя, а переложил на «мысль», которая его подвела. Поэтому если человек не может совладать со своим разумом, то запретить ему что-то не способны ни законы, ни чувство стыда.
Конечно, мир не состоит только из сумасшедших людей. Бывают и те, для кого стыд и совесть – не пустые слова, а сильные чувства, совладать с которыми не всегда получается. В таких случаях данные характеристики действительно имеют силу, они способны повлиять на поведение личности и направить её деятельность в нужное русло.
Чувство стыда несколько дней преследовало героя рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника». Иван Червяков был в театре, где неожиданно чихнул и случайно попал слюной на генерала Бризжалова. Мелкий чиновник сразу же извинился и получил ответ о том, что всё в порядке. Но Червякову показалось, что генерал не простил его, он чувствовал себя неловко, поэтому начал преследования Бризжалова. Герой подошёл к нему в театре, а после несколько раз записывался к нему на приём, в один из дней даже планировал написать целое письмо с извинениями. В последнюю встречу героев генерал накричал на чиновника, т.к. тот в процессе избавления от чувства стыда и урегулирования ситуации надоедал Бризжалову своими извинениями за такую малейшую оплошность. Иван не смог вынести обиды и, вернувшись домой, лёг и умер. Так совесть заела героя до смерти, а гиперболизированное чувство стыда способствовало тому, что Червяков не получал удовлетворения от принятия его извинений.
Таким образом, во всём важно знать меру. Безусловно, любые чувства играют огромную роль в жизни каждого человека. Но правонарушения и деятельность человека всё же должны регулироваться существующими законами и общепринятыми нормами, а не только такими внутренними регуляторами как стыд и совесть.